Arelate Studio, 2000
ISBN 0-615-11681-7
Изучение исторического периода длиной в 1000 лет — задача не из лёгких. Даже если ограничиться историей не просто одного вида рукоделия, а весьма специфической его части. Нэнси Спайс посвятила изучению тканой на дощечках тесьмы с дополнительным утком пять лет своей жизни. Пять лет на сбор информации, объёмную переписку, частые разъезды, рисунки, схемы, попытки систематизации, создание образцов… И, как результат, на написание книги, которую Питер Коллингвуд в своём предисловии характеризует как formidable (огромный, необъятный) и astonishing (удивительный, поразительный).
Основной вид деятельности Нэнси не имеет к рукоделия никакого отношения, но, по её собственному признанию, рукоделие — неотъемлимая часть её жизни, и какое-то время назад она использовала появившуюся возможность посвятить всё своё время любимой теме. Любовь к рукоделию и интерес к истории стали отправной точкой для исследования, на которое до тех пор никто не осмеливался замахнуться.
В качестве небольшого отступления надо сказать, что ситуация с изучением тканой на дощечках тесьмы аналогична почти повсеместно — при обилии общих разнообразных сведений совершенно отсутсвует системный подход к этим данным, не говоря уже о единой базе знаний хотя бы по одной технике или в одном географическом регионе. Книга Нэнси, вышедшая в 2000 году в издательстве Arelate Studio, заполнила как раз одну такую нишу.
В отличие от книги Питера Коллингвуда, которая по своему стилю скорее справочник, книгу Нэнси вполне можно читать подряд. Вернее, это касается первой её части, в которой содержатся результаты исследований и выводы Нэнси на основе полученной информации. Вторая часть книги… впрочем, об этом потом. Содержание книги (pdf) говорит само за себя.
Историческая справка, с которой начинается книга, содержит информацию о том, где, кто и при каких обстоятельствах изготавливал тканую тесьму, а так же как и кто её использовал. Все подразделы снабжены прорисовками музейных экспонатов, выдержками из литературных источников и исследовательских работ. Особое внимание уделено терминологии и тому, как автор принимала решение, в каком из источников упоминается именно интересующий её тип тесьмы, а в котором нечто иное. Приведены так же несколько слов, перевод которых, по всей вероятности, наиболее близок в современному brocaded tabletwoven band, и описание контекста, в котором они встречаются.
За исторической справкой следует техническая информация по изученной Нэнси тесьме. Дана подробная раскладка того, какие нити использовались в качестве основы, какие краски использовались для окрашивания основы (отдельно по материалам и векам), описаны разные типы металлизированного утка, способы его изготовки и основные случаи использования. Более того, по металлизированным нитям даны результаты анализа на содержание разных металлов. Отдельный подраздел посвящён технике ткачества основы под дополнительный уток, и отдельный подраздел типу поворота утка между рядами — с примерами, рисунками и обоснованиями для каждого типа. Отдельные главы посвящены типологии узоров и приспособлениям для ткачества.
Единственный недостаток первой части книги — все артефакты и изобразительные источники даны только в прорисовках — по причине дороговизны опубликования оригиналов. В результате некоторые иллюстрации дают лишь общее представление о предмете и выглядят очень схематическими. Что, однако, не портит общего впечатления от книги.
Вторая часть книги начинается с элементарного объяснения техники ткачества на дощечках, включая описание самых часто встречающихся проблем и возможностей их устранения. А далее — 71 (!) схема с полной аттрибутацией тесьмы-оригинала. Некоторые схемы дополнительно снабжены снимками образцов, выполненных автором. Часть образцов показана на обложке книги, однако, в примечаниях сказано, что эти образцы не всегда в точности соотвествуют оригиналам в цветах и размерах.
Коллекцией схем книга ещё далеко не кончается. Примерно треть всего объёма книги (а это более 300 страниц) занимается каталог известной тесьмы с дополнительным утком, датированной между 6 и 16 веками. Каталог разделён на две части. В первой из них тесьма отсортирована по типу использования, во второй части — по нынешнему местонахождению (страна, город, музей). Информация по каждой тесьме включает в себя не только датировку, но часто и технические данные — материалы, размеры и техника. Каталог проиллюстрирован прорисовками некоторых узоров, не вошедших в основную часть книги. Прорисовки мелкие, но при желании их всё же можно использовать как схемы.
Надо ли говорить, что библиография также составлена с поразительной тщательностью и включает в себя подробную информацию о каждом источнике.
Когда я вновь и вновь перелистываю эту книгу, мне начинает казаться, что 5 лет — это очень короткий срок. Снова, как и у Коллингвуда, объём информации поражает. Но если для Питера Коллингвуда текстиль является основным видом деятельности, то Нэнси занималась (и занимается) темой помимо основной работы, а потому результат её трудов кажется ещё более невероятным. Если охарактеризовать книгу в двух словах, вернее, даже в одном, то получится «вдохновляет». Эта книга, безусловно, для вас, если вы хотите не просто уметь создавать красивейшую тесьму, но и понимать, что, как, почему, кто и когда.
Добавлю, что Нэнси выпустила ещё несколько книги со схемами как для ткачества, так и для вышивки — их можно найти здесь.