Robin & Russ Handweavers, Inc., 2002
ISBN 1-56659-055-8
первое издание:
Faber and Faber Limited, 1982
Если практически в любом сообществе по ткачеству на дощечках спросить, что почитать по теме, когда азы уже освоены, ещё недавно в 9 случаях из 10 первой называли именно эту книгу. И спустя почти 40 лет после первого издания она остаётся незаменимой для тех, кого технология интересует больше простой схемы. На неё написаны множественные хвалебные рецензии. С лёгкой руки некоторых авторов рецензий книгу иногда называют библией ткачества на дощечках, а дискуссии специалистов по теме нередко включают сноски вроде TTW02-pl*-fig*, где буквенное сочетание означает книгу и год выпуска, дальше номер фотографии или номер схемы (с цифрами вместо звёздочки).
Питер Коллингвуд (Peter Collingwood) — англичанин, всю свою долгую жизнь (1922 — 2008) посвятивший изучению разных видов текстиля. Его многочисленные книги — The Techniques of Rug Weaving, The Techniques of Sprang, The Techniques of Tablet Weaving и другие — расходились и до сих пор расходятся огромными тиражами. Одна из причин, вероятно, кроется в том, что Питер был, прежде всего, практиком, и всё, о чём он писал, пройдено, проделано им самим. Все книги иллюстрированы его собственными работами. До самой своей смерти он проводил выставки и мастер-классы, его знали как открытого человека, всегда готового помочь советом или просто пообщаться на тему. Воспоминания разных людей о нём можно почитать здесь.
The Techniques of Tablet Weaving была написана и впервые издана в 1982 году. Экземпляры первого издания предлагают с рук по баснословной цене, а в свободной продаже бывает непросто найти и самое последнее издание. До своей смерти Питер продавал свои книги и сам через свой сайт, но его дети этим больше не занимаются.
Уже содержание книги (содержание в pdf, 88 кб) производит впечатление. В 17 главах разложены по полочкам все необходимые инструменты и материалы, процесс подготовки к ткачеству и 8 (!) различных типов техник, а так же способы создания подобного полотна без применения дощечек. Всему этому предшествует историческая справка, а завершают книгу краткий каталог техник, библиография и анализ знаменитого «пояса Рамзеса», который долгое время ошибочно считался самым ранним сохранившимся примером ткачества на дощечках.
Впечатление от этой книги при её чтении полностью завит от того, чего вы от неё ждёте. Сразу оговорюсь, что читать её в классическом смысле почти невозможно — она для этого не предназначена, слишком много технической информации. К ней нужно возращаться снова и снова как к справочнику, и каждый раз находить что-то новое.
Спешу разочаровать тех, кто представляет себе эту книгу как сборник исторических схем с подробными инструкциями и точной аттрибутацией узоров. Этого в книге нет. Историческая справка, с которой начинается книга, включает в себя описательную часть о наиболее древних артефактах, которые предположительно вытканы на дощечках, несколько примеров упоминания ткачества на дощечках в письменных источниках и общий хронологочиский список примеров ткачества на дощечках до 1000 года без каких-либо отсылок к последующим главам о техниках. Никакой хронологии по самим техникам. Дальше, в главах о самих техниках можно встретить отсылки к историческим примерам, но их мало и они очень бессистемны. Чётко отмечены лишь вариации, придуманные самим автором, а об источниках по остальным чаще всего приходится догадываться. Впрочем ответы на многие вопросы наверняка дало бы изучение хоть части книг, приведённых в объёмной библиографии.
Следует также отметить, что при воссоздании узоров с исторических примеров Питер не всегда точно следует археологически проверенным данным и руководствуется, прежде всего, практическими соображениями. Это, пожалуй, единственный минус книги, который, к тому же, будет заметен лишь читателю со специфическим подходом к технике.
Зато очень подробно и доходчиво описан процесс подготовки к ткачеству, причём автор не предлагает каких-то универсальных способов, а даёт сразу несколько. Целая глава, посвящена манипуляциям в дощечками, где подробно расписано и нарисовано, что с ними можно сделать и как это в каждом конкретном случае отразится на нитях и всей структуре тесьмы. Причём практически все схемы и рисунки, кроме двух или трёх, сделаны самим Питером.
Типы техник, по одному на главу, опять же не только описаны, но отрисованы во всех видах, включая вид сбоку. Различных вариаций оказывается настолько много, что сначала в их количество даже как-то страшно поверить. И тут же тянет всё это попробовать. Единственный недостаток этих глав — большое количество технических терминов. Все описания ориентированы прежде всего на понимание самой техники, а не на результат как таковой. Это безусловно полезно, когда хочешь научиться самостоятельно моделировать структуры и узоры любой сложности, но совершенно не подходит тем, кто хотел бы просто получить понятную схему, а как там нити переплетаются внутри тесьмы — дело последнее.
Довольно интересно в конце книги почитать о других способах создания подобного тканого полотна, но описания сликом кратки. И несмотря на наличие тех же схем, чтобы сходу понять принцип каждого из 8 способов, нужно сосредоточиться и подойти к делу со всей серьёзностью.
Объём информации, собранной в книгу, а так же, безусловно, её качество, воистину заслуживают преклонения. Несмотря на то, что книге уже больше 40 лет, только-только появляются издания, которые можно было бы хотя бы сравнивать с The Techniques of Tablet Weaving. Другое дело, что книга эта — энциклопедия различных техник, и она уделяет мало внимания традициональности ткачества на дощечках, как на уровне народных ремёсел, так и на уровне истории. Впрочем, история — совсем отдельная тема, так что — Коллингвуда подмышку и вперёд, на собственные подвиги!