Arelate Studio, 2003
ISBN 0-9718960-1-1
Оригинал этой книги в кожаном переплёте размером 17,5 на 14 сантиметров находится в немецком городке Вольфнбюттель, в библиотеке герцога Августа, куда он попал 1525 году из нюрнбергского монастыря святой Клары. Написанная от руки в 1517 году книга — один из наиболее ранних сохранившихся сборников узоров для текстильной техники, и на 6 лет старше первого напечатанного сборника схем.
Нет-нет, никакой ошибки здесь нет. Ведь речь идёт о переработке сборника схем, составленного пожилой монахиней в начале 16 века. Из 56 страниц книги в мягкой глянцевой обложке только 5 (неполных) страниц занимает текст, остальное — схемы, нередко по несколько на страницу. Настоящее пиршество для любителей исторических узоров!
Сказанное выше может вызвать закономерный вопрос о количестве работы, вложенной в сборник, и, соотвественно, о его качестве. Может показаться, что авторы пошли очень простым путём: написали короткое предисловие, красиво расположили готовые схемы — и напечатали книгу. Если бы так и было сделано, сборник был бы мало пригоден к использованию по назначению и представлял бы интерес скорее для интересующихся каллиграфией, чем для рукодельниц, так как способ передачи схемы образца 16 века абсолютно не похож на то, с чем привыкли сталкиваться современные мастерицы.
Оригинальный сборник схем был, по всей вероятности, найден Нэнси Спайс во время подготовки книги Ecclesiastical Pomp and Aristocratic Circumstance. Для простого упоминания по ходу дела и использования лишь одной-двух схем материал слишком обширен и разнообразен. Поэтому Нэнси возвращается к нему уже после выхода книги и вместе с Уте Баргманн посвящает переработке сборника несколько лет.
87 схем были записаны пожилой монахиней ряд за рядом как очерёдность коротких и длинных вертикальных линий: короткие линии обозначают дощечки/жгуты, которые остаются под дополнительным утком, длинные линии — жгуты, которые скрывают дополнительный уток под собой. Пять одинаковых знаков в ряд заменены латинской V. Немудрено, что в схемах встречались ошибки, дубликаты рядов или пропущенные ряды, ведь такой способ записи не даёт никакого визуального представления об узоре. Перерисовка и правка такого богатства требует не только времени, но терпения и точности. Зато результат получился безусловно достойным.
Кроме перерисовки Нэнси и Уте пересортировали схемы по типу узора. Тогда как некоторые схемы в сборнике уникальны, некоторые представляют собой комплекты из нескольких схем, которые различаются только количеством дощечек.
Пожалуй, больше об этой книге даже нечего сказать. Прекрасно переработанный и при этом оригинальный исторический сборник схем. На радость любителям ткачества.